Archive for февраля 14, 2009

С чековых счетов уходят деньги, превратившиеся в наличные. Обозначим их через ?С. Это значит, что в знаменателе денежного мультипликатора к норме резерва (у нас 10%, или ОД) следует прибавить относительную величину с = ?D/?С средств, превратившихся в банкноты. Пусть, например, с будет составлять 40%, или 0,4. Тогда наша формула денежного мультипликатора приобретает следующий вид: Каждый доллар дополнительных депозитов может теперь создать лишь 2 долл. новых кредитных денег. А общее приращение денежной массы составит: 9000 ? 2 = 18 000. Таким образом, уход в наличные резко сокращает кредитный потенциал коммерческих банков. Фактором, осложняющим общую экономическую ситуацию, является и то, что банки, принимая вклады и выдавая кредиты, руководствуются естественным интересом прибыли и, следовательно, эксплуатируют выгодное соотношение спроса и предложения на денежный товар. Разумеется, они оглядываются на прогнозные оценки конъюнктуры. Все это означает, что в условиях нарастающей (но не гипертрофированной) инфляции спроса банкам может быть выгодно, повышая процентные ставки, расширять предложение денег. Объективно же деятельность коммерческих банков становится в этих условиях проинфляционной. Между тем в фазе депрессии, при угнетенном состоянии деловой активности, относительно низкий процент по вкладам не стимулирует приток средств и необходимое для оживления экономики предложение кредита (денег). Банки могут выжидать лучших времен, затягивая тем самым фазу застоя. Великая способность системы коммерческих банков создавать.