Archive for февраля, 2009

Связи, хотя бы коротко, на проблеме банковских рисков. Они возникают при вложении денег в ценные бумаги, предоставлении кредитов. Риски можно снижать путем диверсификации инвестиционного портфеля, следуя старому английскому правилу: «Не класть все яйца в одну корзину». Здесь необходимы анализ экономического поведения объектов инвестирования, мониторинг – контроль за использованием заемщиками полученных средств по назначению, отслеживание этого процесса, с тем чтобы повысить вероятность возврата ссуд в предусмотренные сроки. Существуют также риски, которые называют систематическими. Они обусловлены состоянием макроэкономической среды, и их вряд ли можно сократить, изменив размещение средств, т.е. путем диверсификации. Здесь на первый план выступают прогнозные оценки ситуации и перспектив, обращение к индексам Доу-Джонса и другим показателям конъюнктуры. Банальный смысл банковских операций можно сформулировать так: покупать ресурсы подешевле, а продавать подороже. Чтобы не оказаться в убытке, банку следует иметь хотя бы небольшую службу прогнозирования динамики процентных ставок рынка капиталов; разрабатывать стратегию действий, избегая хаотичности в банковских операциях. В число дополнительных услуг, оказываемых банками, входят: траст (буквально – доверие) – соглашение, по которому банк берет на себя заботу о сохранности средств, фондов или недвижимости клиента, прибыльном управлении ими и получает оговоренный процент*; охрана ценностей, предполагающая, что банк держит в своих подвалах и сейфах ликвидные средства клиентов; кредитные карточки, которые выдаются клиентам, имеющим текущий счет.

В банке, за что

февраля 7, 2009

В банке, за что последний получает комиссионные из остатка средств клиента; брокерская практика, состоящая в том, что банки продают и покупают акции и другие ценные бумаги своих клиентов; страховые полисы – по лицензии ЦБ некоторые банки имеют право предоставлять клиентам гарантии под их финансовые операции; консалтинг – консультирование по вопросам финансовой деятельности коммерческих предприятий. * Данный вид банковских услуг пока развит в России слабо. В известной мере это обусловлено несовершенством законодательства и традиционной ориентацией на континентальное право. Если в англосаксонском (американском) праве возможно «расщепление» собственности и операции по трасту могут осуществлять как владелец, так и управляющий, непосредственно занятый бизнесом, то в романо-германском праве, к которому тяготеет наше законослужение, клиентом банка по трасту может выступать лишь собственник. Кроме перечисленных услуг, которые общеприняты, в банковском деле многих стран существуют и специфические услуги, касающиеся, например, работы с векселями, ценными бумагами правительства. Уязвимые точки в банковской деятельности Российская банковская система еще не устоялась, находится в состоянии неравновесия между использованием Центробанком и Минфином административных рычагов, с одной стороны, и силами естественно складывающегося кредитно-денежного рынка–с другой. Сложным остается положение с банковскими пассивами: повышается удельный вес краткосрочных вкладов граждан и счетов до востребования юридических лиц. Частные депозиты сосредоточены в Сбербанке, пользующемся большим доверием. В результате кредиты на срок сокращаются,.

В активе преобладают спекулятивные операции. Характерные тенденции, воспроизводящие состояния банковской системы, ход и последствия кризисов показывает динамика депозитов населения. Депозиты населения в банках Источник: Банк России, Центр развития. Разумеется, статистика представляется доказательством крайне утомительным. Тем не менее она позволяет систематизировать финансовую жизнь: во-первых, в 1998 г. депозитные суммы сократились; во-вторых, суммы вкладов упали по отношению к приростам в предшествующие годы и по доли в ВВП; в-третьих, заметно снизилась доля валютных депозитов. В 1999 г. по срокам кредитования преобладали краткосрочные (до 1 месяца), их удельный вес составлял 94,9% от объема выданных кредитов. Фактором, тормозящим кредитную эмиссию банков, остается ограниченность чекового обращения. Из-за опасности подделки движение «чеков России» было сокращено, их используют теперь лишь во внутригородском обороте. Техническая отсталость системы информации и связи не позволяет перейти к повсеместному распространению кредитных карточек. Но кроме слабой защищенности чеков или технических несовершенств возникают также естественные психологические препятствия – недоверие населения ко всяческим нововведениям. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, чековое обращение в виде кредитных карточек пробивает себе дорогу. Уже 11 крупных банков перешли к системе «Eurocard – Master Card», т.е. стали членами международной организации, производящей и снабжающей банки пластиковыми кредитными карточками. Клиент может расплачиваться ими в торговых точках всего мира. А банк-эмитент тем самым расширяет клиентуру и межбанковское.

Сотрудничество. В числе членов системы «Master Card» находятся Московский и Санкт-Петербургский Сбербанки России. Некоторые другие российские и московские банки находят для себя более целесообразным создать собственную систему кредитных карточек, учитывающих специфику банковского дела и клиентуры в России. В поддержке нуждается рынок межбанковского кредита, понесший серьезные потери от финансовых кризисов осенью 1995 и 1998 гг. Наиболее уязвимыми, естественно, оказались мелкие и средние банки. Банковские кризисы, более или менее масштабные, выражались в неплатежах, недостатке наличности, потере доверия со стороны вкладчиков. Например, кредитная задолженность 1 октября 1999 г. составляла около 2855 млрд. руб. До сих пор у директорского корпуса предприятий сохраняется советская привычка к «безвозвратным» кредитам, доставшимся по распределению. В 1996–1998 гг. цепочка банкротств захватила многие коммерческие банки. Число убыточных банков выросло почти до трети всех российских коммерческих банков. Причины банковских кризисов многообразны. Среди них – ситуация продолжительного спада, сопряженного с инфляцией, падение валютного курса рубля. Кредитование производства уходило на задний план, банки занимались в основном ГКО и валютными операциями. Некоторые профессионально слабо подготовленные банкиры были ослеплены возможностью получения прибыли из этих источников, стали выходить за пределы правил и нормативов. Отдельные коммерческие банки, например, рискнули выдавать выгодные долгосрочные кредиты из портфеля краткосрочных ресурсов или стали строить великолепные офисы за счет привлеченных средств. В банковской системе.

России отрабатывается модель страхования финансовых рисков. Но клиенты порой видят в страховании лишь повод для удорожания кредитов. Перед банками стоит задача привлечения валютных сбережений, в значительной мере находящихся на руках, превращения их в рублевые депозиты. Это работа не из легких, поскольку, оправданная в условиях низкой инфляции, тенденция к снижению процентов по вкладам тормозит рост депозитной наличности, а порой даже стимулирует отлив сбережений в валюту. Между тем «дедолларизация» экономики может форсировать инвестиции. Ряд российских банков имеют свои представительства за рубежом, десять банков создали отделения в столице финансового мира – Лондоне. Вместе с тем российские коммерческие банки дружно «держат оборону» против расширения деятельности иностранных банков на территории страны. Доля иностранных банков, вместе взятых, не может превышать 12% всего банковского капитала России. В 1996 г. иностранным банкам было разрешено, наконец, работать с российскими резидентами, имеющими на счете не менее 5500 экю (примерно 6600 долл.). Центральный банк намечал провести реструктуризацию банковской системы. В число основных направлений этой программы входили: • введение мер по «ранней диагностике» финансового неблагополучия того или иного банка; • совершенствование норм банковского надзора (регулирования рисков по срочным операциям, соответствия активов и пассивов по степени срочности операций, соответствия собственного капитала и масштабов кредитной деятельности); • введение бухгалтерского учета, соответствующего международным нормам; • предупреждение массовых.

Изъятий вкладов населения путем создания системы депозитного страхования; • создание к началу XXI в. современной, полностью автоматизированной системы расчетов, современной телекоммуникационной и информационной среды. Рассуждения о деятельности коммерческих банков не дают ответа на вопрос о том, кто и как контролирует общий объем денежной массы и кредитную эмиссию в стране. Чтобы прояснить этот круг проблем, обратимся к анализу денежно-кредитной политики государства. Государство: я постараюсь удовлетворить ваши просьбы, но для этого мне необходимы некоторые средства. Я заготовил проекты пяти-шести новых, налогов. Фредерик Бастиа. Памфлет «О государстве 1849 г. Переходим к рассмотрению государственного финансового регулирования и начнем с его ключевого – бюджетно-налогового направления. Оно называется в учебной и научной литературе фискальным, но полного тождества между понятиями бюджетно-налоговой и фискальной политик, на наш взгляд, нет. Сферой действия фискальной (букв. – казенной) политики является прежде всего сбор налогов*. Между тем центром тяжести бюджетно-налоговой политики стало составление государственного бюджета, а также выработка общей нормативной стратегии. * Фиск – казна, казначейство; в старой России существовал еще термин «податная палата» – аналог нашей налоговой службы. Кроме сбора налогов казна финансировала расходы королевских дворов и правительств. Фискалы – в первоначальном смысле – сборщики налогов, мытари. Бюджетное регулирование имеет дело с совокупностью государственных расходов и доходов, изменениями порядка расходования финансовых средств. Она.

Находит выражение в законах и других правовых актах, имеет директивный характер. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным. Да и решения в сфере бюджета могут быть амбициозными и ошибочными, не соответствующими времени и месту. А увлечение популизмом превращает бюджет в генератор финансовой нестабильности. Структура бюджета Государственный бюджет – это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период (месяц, квартал, год). Ведущую роль во всех странах играет, конечно, общенациональный, или федеральный, бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты (штатов, округов, городов и т.д.). Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и их можно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части – социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживанию государственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги на население и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственные займы. Превышение расходов бюджета над доходами формирует дефицит, отрицательное сальдо в государственном балансе. Используют также термин профицит – превышение доходов бюджета над его расходами. На практике профицит считают без учета статей по обслуживанию внешнего долга.

(выплат процентов и платежей погашения). Присмотримся к доходам государственных бюджетов России и США. Несмотря на существенные различия в уровнях социально-экономического развития, они имеют ряд общих черт в построении бюджетов. Государственные доходы в России и США (в % к ВВП) Источник: Расчеты ИЭА по данным IMF. Government Financial Statistics; IMF. International Financial 138 Statistics; Министерства финансов РФ // Вопросы экономики. 1999. № 10. С.18. Более заметными являются, пожалуй, различия в доходах так называемых бюджетов правительств*. В среднем за 1994–1998 гг. доходы здесь составили у России почти 34% ВВП, а у США – 31,5%; этот разрыв повторяется в части, касающейся налоговых поступлений. * Бюджеты правительств включают помимо средств федерального и региональных бюджетов доходы от так называемых внебюджетных фондов. Остановимся на структуре доходов российского правительства. Мы обнаруживаем заметную разницу между понятиями официального ВВП и реально-легального ВВП. Последний, как правило, меньше, так как включает ту часть реально производимого продукта, с которой собираются налоги. Здесь доходы бюджета российского правительства поднимаются до 48% ВВП. Понятно, что недовыполнение бюджета касается как доходной, так и расходной его частей. Превышение доходов обнаруживается лишь по неналоговым поступлениям (от внешнеэкономической деятельности и продаж государственного имущества). Что касается расходной части, то здесь сокращение по сравнению с плановым было более заметным и особенно в отношении.