Archive for января 7, 2009

И валютные активы государства и Центрального банка. Специальные права заимствования (СПЗ) и резервы в МВФ, а также номинированные в валюте требования к нерезидентам ВО – это валютные обязательства перед нерезидентами сроком до года и обязательства, возникающие в результате заимствований у иностранных банков, организаций и правительств с целью поддержания платежного баланса. ЧКП составляют чистые кредиты правительству, т.е. происходит эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. Валютные кредиты коммерческим банкам (ВККБ) равны валовым кредитам минус остатки на счетах коммерческих банков в ЦБ. Тема взаимоотношений центрального банка и министерства финансов довольно деликатна. Во многих странах центральный банк является реально независимым от правительства учреждением (ФРС в США, Бундесбанк в Германии). Банк Англии традиционно находится в ведении казначейства, но в мае 1997 г. он получил право самостоятельно устанавливать учетную ставку. Существенным это обстоятельство является потому, что центральный банк и министерство финансов совместно заняты исполнением государственного бюджета. Проблемы возникают при дефиците госбюджета. О том, что к покрытию бюджетного дефицита путем кредитования правительства Центробанком и соответствующим возрастанием его внутренней задолженности прибегают повсеместно, свидетельствуют данные: Совокупный государственный долг и текущий бюджетный дефицит в странах ЕС в 1997 г. (в млрд. долл.) Источник: Расчеты по данным: World Economic Outlook: a Survey by the Staff of the International Monetary Fund. Wash., 1998; Annual Statistic OECD.

National Accounts Publication. P.,

января 7, 2009

National Accounts Publication. P., 1998; Вопросы экономики. 1999. №10. C.58. Избыток расходов – довольно стойкое явление в бюджетной практике многих стран. Джеймс Бьюкенен считает «узаконение» бюджетного дефицита «наихудшим наследием» Дж. Кейнса. В защиту великого англичанина следует сказать, что он писал свой труд в годы депрессии (1929–1933), когда имел место рост безработицы при падении цен, т.е. когда риск инфляции при дефицитном финансировании был минимальным. Дополнительные расходы можно практически покрыть из двух источников: взять деньги взаймы у населения (покупка правительственных ценных бумаг составляет в США около 80% активов ФРС) или просто «подпечатать» деньги, оформив эту операцию в виде кредитов Центробанка. Но «жизнь взаймы» в конечном счете может взорвать государственный бюджет. Независимый центральный банк способен в той или иной мере противиться бюджетным ассигнованиям, но довольно часто ЦБ вынужден обслуживать аппетиты властных структур. Эмиссия не обеспеченных ростом ВНП и товарного предложения денег может быть и следствием облигационных займов, спрос на которые ограничен. Получается, что операции по размещению ценных бумаг правительства есть более закамуфлированный путь увеличения М1. Непосредственную ответственность за взлеты инфляции делят между собой центральный банк и министерство финансов. В России Центральный банк, как мы знаем, представляет на рассмотрение правительства проект своей деятельности на предстоящий год и в мае – годовой отчет. Министры финансов и экономики.