Archive for марта 28, 2009
Переполнение каналов денежного обращения
марта 28, 2009
Переполнение каналов денежного обращения бумажными знаками, покупательная способность которых падает. Естественным проявлением инфляции становится рост цен. «Погоня денег за товаром» – так характеризовал инфляцию американский социолог Дж. Гэлбрейт. Первопричина инфляции состоит в нарушении равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Эта ситуация может возникнуть как из-за резкого сокращения производства, так и в связи с попыткой государства расплатиться со своими долгами посредством запуска печатного станка. Чаще всего обстоятельства, лежащие на стороне товаров и на стороне денег, взаимодействуют, раскручивая все дальше инфляционный процесс. Различают инфляцию «ползущую», когда годовой прирост цен составляет 5–10%, инфляцию скачкообразную и гиперинфляцию, являющуюся, как правило, следствием экстраординарных обстоятельств. Обычно гиперинфляцией считают состояние, когда годовой прирост цен измеряется четырехзначными величинами. Некоторые полагают, что она начинается там, где рост цен за месяц превышает 50%. Гиперинфляция практически не может быть компенсирована индексацией доходов, она выходит из-под контроля регулирующих органов. При инфляционном галопе деньги перестают выполнять свои обычные функции. Предприятия отказываются принимать «дензаки» в качестве платежного средства, поскольку за время между их получением и использованием происходит дальнейшее обесценение денег. Экономика сползает к малоэффективному бартеру. Люди не желают использовать «плохие» деньги в качестве средства сбережения. Инфляционная горячка обескураживает продавцов и покупателей. Первые не знают, какие цены назначать, вторые – следует ли покупать товар. Инфляционные ожидания.