Archive for октября 17, 2009
Придерживались по поводу площади
октября 17, 2009
Придерживались по поводу площади треугольника представлений, оказавшихся потом ложными. Но это не значит, что изменились принципы построения треугольника, что он превратился в другую геометрическую фигуру. Иными стали знания об этих принципах. Покупатель, как говорится, заказывает музыку. И исходит он прежде всего из полезности товара*. При этом, однако, возникает недоумение: если ценность того или иного блага определяется его полезностью, то почему же хлеб и молоко стоят дешевле драгоценных камней? На это экономисты отвечают, что в пустыне глоток воды стоит конечно же дороже алмазов. Полезность, определяющая ценность, является предельной, а не безграничной или безусловной**. Предельная полезность соединена со степенью редкости товара, иначе говоря, с ограниченностью его предложения. Размеры предложения зависят как от естественной ограниченности ресурсов, так и от частных интересов предпринимателей. * Только в советской системе можно было пренебречь интересами покупателя – потребителя благ и услуг. ** Этот пример обычно используют творцы теории предельной полезности, или маржинализма (marginal – предельный, крайний), возникшего в конце XIX в. и получившего в дальнейшем общее признание. Кривые безразличия Современный вариант теории полезности представляет доктрина Парето–Хикса*. Ее исходными постулатами являются два очевидных положения: потребительское поведение ориентировано на получение наивысшего эффекта, максимальной полезности; потребитель выбирает необходимые ему блага, придерживаясь своего, субъективного порядка предпочтения. Между исследователями нет согласия о том, кому.