Archive for октября 21, 2009

Товары и услуги устанавливает рынок. Движущей силой обычно выступает спрос. На рынке действует так называемый закон спроса, состоящий в том, что объем покупок обратно пропорционален уровню цен. При понижении цен сделать покупку может больше, при повышении цен – меньше потребителей. Взаимосвязь цен и спроса можно изобразить на графике (см. рис. 2). Мы обратили внимание на начальную зависимость между спросом и ценами. В свою очередь – и это не менее важно – спрос реагирует изменение цен. Реакция эта при сопоставлении разных групп товаров оказывается достаточно неравномерной. Эластичность спроса Эластичность спроса может быть слабой, промежуточной и сильной. В первом случае речь идет о товарной группе, объемы продаж которой снижаются при росте цен весьма медленно (товары первой необходимости); в промежуточной корзине находятся товары, по которым существует возможность их замещения другими (например, кофе – чай); в третьей же группе находятся товары, падение объемов продаж которых вследствие роста цен носит стремительный характер, они как бы вымываются из потребления (новые нетрадиционные товары, импорт). Если мы попытаемся изобразить эти связи графически, то кривая спроса будет более крутой при слабой и более пологой при сильной эластичности (см. рис. 3). Подобные явления наблюдаются и на российском рынке. Спрос здесь, как и везде в мире, понижается при стремительном росте цен, но заметно.