Archive for ноября 8, 2008

Динамикой. Его известную работу «Политический деловой цикл» (1975) мы постарались изложить в шестой главе нашей книги. Возвратимся к пользующемуся международным признанием учебнику Самуэльсона и Нордхауса «Макроэкономика». В предисловии к 13-му изданию, подготовленному в 1989 г., авторы отмечают, что они безжалостно выкинули ненужные детали и вышедшие из моды теории, но сохранили все существенное, проверенное опытом, а также добавили специальные разделы по таким новым макроэкономическим теориям, как рациональные ожидания (Роберт Лукас, Томас Сарджент, Наил Уэйллес, Роберт Барро) и товарное предложение (А. Лаффер, Пол Кренг-Робертс, М.Фелдстайн и др.). П. Самуэльсон был первым американцем, получившим в 1970 г. премию А. Нобеля по экономике «за научную работу, развившую статическую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в повышение общего уровня анализа в области экономической науки». Сам Самуэльсон так оценил себя как ученого: «В эпоху научной специализации я иногда думаю о себе как о последнем универсальном экономисте, интересы которого простираются от математической экономической теории до журнальных статей по текущим финансовым вопросам». В последнем случае П. Самуэльсон относится к первому ряду профессиональных экономистов-теоретиков, долгое время успешно готовивших экономические колонки для популярных изданий. В научных исследованиях П. Самуэльсона причудливо соединились консервативное теоретическое начало, заложенное Чикагской школой в годы юности, и кейнсианские основы экономической политики, лежащие в концепциях Гарвардской школы американской.

Экономической мысли. Учение о государстве (исторические вехи, дискуссии) Существующие сегодня на Земле общества и государства находятся на разных стадиях развития, и их срез повторяет в известном смысле стрелу времени. Напомним слова из знаменитой «Политики» Аристотеля: «Поскольку… всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага… причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение называется государством или общением политическим… всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа… Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске. Итак, очевидно, государство существует по природе своей и по природе предшествует каждому человеку… А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом.