Archive for ноября, 2008

Свобода и благосостояние народа». // Вопросы экономики. 2000. № 4. В заключение несколько слов о взаимодействии внутренних и внешних факторов экономического роста. Мы уже отмечали условный характер их разделения и малую вероятность превращения внешних, или международных, факторов в решающую силу тех или иных радикальных сдвигов в национальной экономике, в особенности если страна не принадлежит к группе небольших государств с высокой степенью открытости. Само собой разумеется, что неблагоприятная динамика мировых цен на энергоносители может затруднять преодоление системного кризиса в России. К тому же, наше отечество с его финансовыми катастрофами стало для ряда государств-партнеров источником опасности, невыплат задолженности, импортируемой инфляции. Кто-то сравнивал российскую экономику с человеком слабого здоровья, для которого дождь грозит простудой. Представляется, что это сравнение можно продолжить. Страна наша напоминает сегодня носителя инфекции, выход которого на прогулку чреват даже в хорошую погоду возможностями заражения окружающих. Тем не менее человека этого надо лечить, используя мировой опыт науки и практики. Мы прощаемся с читателем в начале 2000 года. Вопросы, предложенные в предисловии, что такое «сильное государство» или какое экономическое регулирование можно считать «эффективным», удалось разрешить теоретически. Сильной является государственная власть, которая способна сделать мудрый и решительный выбор политического курса, осуществить энергичные действия. Эффективная экономическая политика основывается на соединении профессионализма с искусством управления при минимизации.

Социальных затрат. Экономист-политолог решает проблему взаимодействия денежного и бюджетного регулирования, сочетания либерального и жесткого начал, «отрадных перемен» и неуклонной воли. Подстерегающие нас неопределенности и неожиданности, вызываемые как зигзагами рыночных процессов, так и результатами государственного вмешательства, предвидеть трудно, но необходимо. Особенно сложным является прогноз колебаний психологического климата, определяющего, в конечном счете, предпринимательскую активность и уверенность. Дай Бог терпения российскому народу. Новая макроэкономика Пола САМУЭЛЬСОНА и Уильяма НОРДХАУСА Пол Самуэльсон родился 15 мая 1915 г. в штате Индиана. Уже в 20 лет он получил степень бакалавра в Чикагском университете. Учителями П. Самуэльсона были такие видные представители Чикагской школы, как Ф. Найт, Дж. Винер и Г. Саймоне. В 21 год им была получена степень магистра в Гарвардском университете, после чего П. Самуэльсон до 1940 г. работал там младшим научным сотрудником. В 1935–1937 гг. он был стипендиатом Исследовательского совета по социальным наукам, а в 1937–1940 гг. – членом совета стипендиатов Гарвардского университета. В 1941 г. в возрасте 26 лет П. Самуэльсон с блеском защитил докторскую диссертацию. В 1947 г. Американская экономическая ассоциация наградила П. Самуэльсона медалью Дж. Бейтса Кларка, присуждаемой экономистам моложе 40 лет за выдающийся вклад в науку. Его способности и успехи неоднократно отмечались почетными учеными степенями Гарвардского университета, Католического университета Лувена, университетов штатов Массачусетс,.

Мичиган, Южная Каролина. В 25 лет П. Самуэльсон начал свою преподавательскую карьеру в Массачусетском технологическом институте, к 32 годам достиг должности профессора и заведующего кафедрой экономической теории. В 1948 г. Самуэльсон публикует получивший впоследствии всемирную известность учебник «Экономическая теория: введение в анализ». К 1990 г. книга выдержала 13 изданий, была переведена на 20 иностранных языков, включая русский. Многие преподаватели оценивали его как один из лучших учебников для изучающих экономическую науку. В течение многих лет П. Самуэльсон неоднократно перерабатывал учебник, стремясь достичь поставленной цели: «великого неоклассического синтеза». Автор соединил два альтернативных направления экономической мысли – классический и кейнси-анский. Он был одним из первых экономистов своего поколения, включившихся в создание макроэкономической модели спроса и предложения. В отличие от классической модели спроса на единичный товар и его предложения, была представлена модель совокупного спроса и совокупного предложения. Эта модель действует как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах экономического развития, выражая взаимосвязи между множеством товарных рынков. Такой подход позволил обнаружить, что цены ведут себя по-разному в зависимости от временного периода. В долгосрочном периоде они показывают изменчивость, гибкость, а в краткосрочном – жестокость, постоянство своего уровня. В итоге раскрывается возможность соединения кейнсианской и классической концепций экономических колебаний: жесткость цен в краткосрочном периоде обусловливает влияние на уровень национального.

Дохода изменений в совокупном спросе; гибкость цен в долгосрочном периоде создает зависимость уровня национального дохода от динамики совокупного предложения. Оценивая исходные рубежи своих макроэкономических исследования, Самуэльсон пишет: «Наука подобна паразиту: чем больше число больных, тем больше достижений в физиологии и патологии, а из патологии возникает терапия. 1932 год был годом Великой депрессии, а на ее нечистой почве позже вырос новый предмет, который сегодня мы называем макроэкономикой». В последних изданиях учебника «Макроэкономика» вновь проявилось умение П. Самуэльсона чутко улавливать дух времени. 80-е гг. ознаменовались быстрыми изменениями в экономической и политической жизни мира – возникновением и развитием новых поколений экономистов и новых подходов в макроэкономической политике. Тогда возникло плодотворное сотрудничество Самуэльсона с У. Нордхаусом. Уильям Нордхаус (род. в 1929 г.) относится к новому поколению американских экономистов, имеющих глубокие знания по математике и психологии, государственному строительству и праву. В его биографии обнаруживается некоторое профессиональное сходство с карьерой П. Самуэльсона (подготовка и защита докторской диссертации в Кембридже, научные исследования по широкому кругу проблем – инфляции, техногенных изменений, тенденций в динамике прибыли и производительности труда, задачи государственного регулирования экономики). Профессорскую деятельность Нордхаус сочетает с работой в государственных экономических организациях, считается крупнейшим специалистом в области экономической политики, особенно по части связей политических манипуляций в предвыборные времена с циклической.

Динамикой. Его известную работу «Политический деловой цикл» (1975) мы постарались изложить в шестой главе нашей книги. Возвратимся к пользующемуся международным признанием учебнику Самуэльсона и Нордхауса «Макроэкономика». В предисловии к 13-му изданию, подготовленному в 1989 г., авторы отмечают, что они безжалостно выкинули ненужные детали и вышедшие из моды теории, но сохранили все существенное, проверенное опытом, а также добавили специальные разделы по таким новым макроэкономическим теориям, как рациональные ожидания (Роберт Лукас, Томас Сарджент, Наил Уэйллес, Роберт Барро) и товарное предложение (А. Лаффер, Пол Кренг-Робертс, М.Фелдстайн и др.). П. Самуэльсон был первым американцем, получившим в 1970 г. премию А. Нобеля по экономике «за научную работу, развившую статическую и динамическую экономическую теорию и внесшую вклад в повышение общего уровня анализа в области экономической науки». Сам Самуэльсон так оценил себя как ученого: «В эпоху научной специализации я иногда думаю о себе как о последнем универсальном экономисте, интересы которого простираются от математической экономической теории до журнальных статей по текущим финансовым вопросам». В последнем случае П. Самуэльсон относится к первому ряду профессиональных экономистов-теоретиков, долгое время успешно готовивших экономические колонки для популярных изданий. В научных исследованиях П. Самуэльсона причудливо соединились консервативное теоретическое начало, заложенное Чикагской школой в годы юности, и кейнсианские основы экономической политики, лежащие в концепциях Гарвардской школы американской.

Экономической мысли. Учение о государстве (исторические вехи, дискуссии) Существующие сегодня на Земле общества и государства находятся на разных стадиях развития, и их срез повторяет в известном смысле стрелу времени. Напомним слова из знаменитой «Политики» Аристотеля: «Поскольку… всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага… причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение называется государством или общением политическим… всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа… Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага»; такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске. Итак, очевидно, государство существует по природе своей и по природе предшествует каждому человеку… А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом.

Самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемент государства, становясь либо животным, либо божеством». Так говорил Аристотель Стагирит, что значит из Стагир (селения в Македонии), за три с половиной века до н.э., величайший философ Древней Греции, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского, и надо думать, вкладывал эти мысли в голову своего воспитанника. Но, как говорится, не все посеянное всходит, и империя Александра распалась как карточный домик вскоре после смерти своего основателя. Формирование нового буржуазного политического мышления – это не единовременный акт, но сложный, противоречивый и длительный процесс. Первым в хронологическом порядке буржуазным политическим мыслителем, представляющим эпоху Возрождения, следует назвать Никколо Макиавелли (1469–1527), итальянского политического деятеля и историка, известного более всего как автора сочинения «Государь» (полное название: «Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»). В этом сочинении автор разрабатывает правила политического поведения. Идеалом Макиавелли является самостоятельность, величие и мощь государства, и для достижения этого политики, по его мнению, должны использовать все доступные им средства, не заботясь о моральной стороне своих поступков и о гражданской свободе подданных. Отсюда происходит термин «макиавеллизм», определяющий беззастенчивую, пренебрегающую нормами морали для достижения своих целей политику. Макиавелли наметил концептуальные основы буржуазной политики. Новый взгляд на политику состоял, прежде всего, в том, что Макиавелли подчеркивал мысль о.

Бесполезности высокоморальных средств для достижения политических целей, и по завету «флорентийского секретаря» необходимо «быть не прямодушными, а вероломными в политике». Так с рубежа Нового времени теоретическое рассмотрение политики было освобождено от морали и выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики. Это означает, что природа вообще и природа государства и права должны быть объяснены исходя из них самих, из рассмотрения игры внутренних сил, возникающих и разрушающихся причинно-следственных связей. Главное – «сам строй человеческой природы», из которой и надо выводить принципы разумной организации общества и государства, принципы построения тех или иных политико-правовых норм. Томас Гоббс (1588–1679) известен своим «Левиафаном» Полное название книги звучит так: «Левиафан как материя, форма власти государства церковного и гражданского». Использованная в названии аллегория взята из Библии, где Левиафан (букв. – изгибающийся, скручивающийся), огромное чудовище, упоминается неоднократно. Представим себе время, в которое жил и размышлял Гоббс. Английский врач Уильям Гарвей в 1628 г. открывает кровообращение, и, опираясь на это открытие, великий философ, физик, математик, физиолог Рене Декарт (1596–1650) формулирует знаменитый тезис, согласно которому животное представляет собой лишь сложную машину, а человек – это машина, включая и его мыслительную деятельность, которая осуществляется через особую материальную субстанцию. Гоббс подхватывает эту идею и последовательно развивает ее. Вот что он пишет в «Левиафане»: «Человеческое искусство (искусство, при.

Помощи которого Бог создал мир и управляет им) является подражанием природе. Его искусством создан тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни – Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и для защиты которого он был создан. В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа; должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый член прикрепляется к седалищу). Чтобы описать природу этого искусственного человека, я буду рассматривать: Во-первых, материал, из которого он сделан, и его мастера, т.е. человека. Во-вторых, как и путем каких соглашений он был создан, каковы точно его права и власть или авторитет суверена и что сохраняет государство и что его разрушает. В-третьих, что такое христианское государство». Гоббс утверждает, что поскольку все в природе причинно обусловлено, то и воля человека строго детерминирована, но поступки свободны настолько, насколько это вытекает из природы его, которая первоначально побуждается только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным состоянием человека была война «всех против всех» («Bella omnium contra omnes»), убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство и.

Подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. Как тут не вспомнить картину Николая Рериха под названием «И пошли они к Руси»: ночь, река и в лунном свете лодка с гребцами. Выбор названия своего трактата Гоббс объясняет так: «До сих пор я обрисовывал природу человека, чья гордость и другие страсти вынудили его подчиниться государству, и одновременно огромную власть его властителя, которого я сравнивал с Левиафаном, взяв это сравнение из последних двух стихов 41-й главы Книги Иова, где Бог, рисуя великую силу Левиафана, называет его царем гордости. Нет на земле, – говорит Бог, – подобного ему, он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости». Обратимся к происхождению государства в результате общественного договора. Джон Локк (1632– 1704) избрал в качестве квинтэссенции своих политических взглядов учение о естественном праве, согласно которому частная собственность и общение людей возникают до того, как начинает формироваться государство. Требования человеческой природы, по Локку, диктуют все: «Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, устанавливаемые в этом обществе; первым и основным позитивным законом всех государств является установление законодательной власти; точно так же первым и основным собственным законом,.