Решения: единогласие, квалифицированное и простое большинство голосов. В 1975 г. выходит вторая крупная работа Дж.М. Бьюкенена, имевшая большой общественный резонанс: «Границы свободы: между анархией и Левиафаном». В ней он вновь возвращается к проблеме демократического выбора в связи с драматическими событиями истекшего десятилетия. В частности, анализируется классический парадокс индивидуальной свободы: защита требует ограничения права действовать с ущербом для остальных граждан. Без решения этой проблемы общество начинает скользить или к тоталитарному государству, или к экономической анархии и хаосу. Если общество отрицает выбор между тоталитаризмом и анархией, то для него остается возможность использования государства. Во-первых, для поддержания условий безопасности и порядка, а также комплекса правил, в рамках которых люди могут действовать, не нанося ущерба друг другу, и, во-вторых, для поддержки процветания путем производства так называемых общественных товаров. Так была поставлена проблема выбора обществом пропорции между государственным и частным секторами производства, между индивидуальным, групповым и общественным пользованием товарами и услугами. Обществу приходится решать, какие товары и услуги не могут быть созданы вообще или не могут быть созданы хорошо индивидуальными усилиями. Большой интерес представляет постановка вопроса об уровне компетентности, необходимом для выполнения государством указанных функций и для выбора модели реформирования экономики. Некомпетентность государственных органов раскрывается на примере автобуса, идущего маршрутом к экономическим реформам. Автобус может и не.

Доставить пассажиров к объявленному конечному пункту, если водитель не знает, как туда попасть, или не хочет этого делать из-за отсутствия необходимого стимула. Последнее особенно приходится учитывать при выборе модели экономической реформы. В итоговой крупной работе 1989 г. «Исследование конституционной демократии» Дж.М. Бьюкенен делает акцент на природе товаров общественного производства и пользования, выгоды которых разделяются равно и одновременно всеми людьми (чистый воздух, вода, парки и т.д.), а также на необходимости установить оптимальное отношение между частным и общественным секторами экономики в конкретных обстоятельствах места и времени. Решения о развитии производства общественных товаров должны приниматься коллективно, как в отношении расходов на их производство, так и в отношении налоговых источников покрытия этих расходов. Среди других публикаций Дж.М. Бьюкенена можно отметить цикл исследований государственных финансов, в который, в частности, входят: «Политическое наследие лорда Кейнса» (1977), «Власть налогов: теоретическое обоснование финансовой конституции» (1980), подготовленную совместно с X. Джерри Бренненом. Оказывается, обществу приходится делать выбор в процессе принятия государственных финансовых решений. При этом отмечается склонность граждан одобрять рост государственных расходов по социальным программам, но противиться росту налогов, пополняющих доходную часть бюджета. В итоге экономический эгоизм каждого из граждан превращается в причину растущего дефицита государственных бюджетов, кризиса современных систем государственных финансов, необходимости реформирования государственных финансов. Бьюкенен предлагает свою программу уменьшения.

Бюджетного дефицита: погашение государственного долга и ограничение роста денежной массы. В последнем его программа сближается с современным монетаризмом. В работах Бьюкенена находит признание растущее значение различных неэкономических институтов в процессе принятия общественных решений. В этом смысле его работы повлияли на распространение в общественном сознании метафоры «невидимая нога», которая используется для обозначения политических и правовых сил, действующих в пользу определенных общественньгх групп в унисон или против сил экономических. Дж.М. Бьюкенен получил международное признание в качестве ведущего специалиста в области применения экономических методов анализа к сферам, традиционно относящимся к политологии. По мнению Шведской королевской академии, «основное достижение Бьюкенена состоит в том, что он постоянно и настойчиво подчеркивал значение фундаментальных правил и создал концепцию политической системы как процесса обмена с целью достижения взаимной выгоды». В решении Нобелевского комитета 1986 г. сказано также, что премия ему присуждается за «исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений». ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ «Этот век неудач» – так коротко и, пожалуй, провидчески был назван цикл лекции В. Ойкена. Вторая половина столетия вновь демонстрирует непоследовательность и политические ошибки, которые Талейран сравнивал с худшими преступлениями. Можно ли освободить экономическую политику от повторяющихся неудач? Энциклопедический словарь расскажет нам, что политика (от греч. politike) – это искусство управления государством; общественная деятельность,.

Направленная на защиту тех или иных социальных интересов. Но политика – это и наука о задачах государства и средствах их достижения. Меняются социальные силы, олицетворяющие власть. На место монархов и дворянства пришла буржуазия, в XX в. властные позиции переходят к новым правящим силам и элитам (бюрократии, менеджерам). Согласно кейнсианской теории экономическая политика, выражающая общую волю, – это государственное регулирование, которое воздействует на такие независимые переменные, как склонность к потреблению, предельная эффективность капитала и норма процента, а через их посредство – на занятость и национальный доход. Кейнс отдает предпочтение денежно-кредитной и налоговой политике, а к огосударствлению относится скептически. Экономическая политика кейнсианского толка долгое время (с 30-х и до начала 70-х гг.) была ведущей в государствах Запада, в обществах «двух третей», т.е. в странах, где большая часть населения была удовлетворена жизнью. Вальтер Ойкен понимает под экономической политикой совокупность государственных мер воздействия на экономические процессы. Решающая задача экономической политики состоит в создании условий, которые не приводят к возникновению опасных, роковых тенденций. Для того чтобы обозначить направление, по которому движется экономическая мысль, приведем еще одно определение политики, данное основателем теории общественного выбора Джеймсом Бьюкененом. Политика представляет собой процесс обмена между субъектом и государством, при котором каждый добровольно соглашается обменивать свою долю затрат по содержанию государственных служб.

На услуги, потребляемые совместно. И естественно, политический рынок не свободен от торговли. Энтони Б. Аткинсон и Джозеф Э. Стиглиц склоняются к отождествлению экономической политики с экономической деятельностью правительства и его взаимосвязями с социальными объектами. Экономическая политика – это принятие решений по поводу государственных расходов, определение логики и критериев правительственных действий*. * Имея в виду деятельность выдающихся государственных руководителей, О. Бисмарк называл политику «искусством возможного». Словарь Макмиллана (Лондонской экономической школы) предлагает свое, краткое, но достаточно емкое определение: «Экономическая политика – это поведение государства в отношении экономики. В качестве доминантной цели выступает оптимум благосостояния, выраженный в количественных макропоказателях, достижимый в данных конкретных условиях». Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они «правят миром». Это касается и безумцев, которые порой стоят у власти. Между тем сила корыстных интересов часто преувеличивается по сравнению с влиянием идей. К сожалению, подверженность новациям, впитывание новых идей с возрастом, как правило, ослабевают. «Идеи, которые государственные служащие, политические деятели, даже агитаторы используют в текущих событиях, по большей части не являются новейшими. Но рано или поздно именно идеи, а не корыстные интересы становятся опасными для добра и зла» – на такой элегической ноте заканчивает свой.

Труд «Общая теория занятости, процента и денег» великий маэстро экономики Джон Мейнард Кейнс. Аксиоматичным является общее положение о том, что экономическая политика призвана выражать интересы и повышать благосостояние населения. Государственная деятельность оправдывается лишь общественной пользой, записал еще Фома Аквинский (XIII в.). Но даже при поверхностном подходе обнаруживается несовпадение предпочтений избирателей и политических партий, правящей элиты. Избиратели заинтересованы в максимизации полезности, политики – в максимизации числа голосов, в получении и сохранении официальных постов. Понятно, что, действуя в экономической сфере, политики руководствуются программой благосостояния, но они ориентируются при этом на так называемого «среднего избирателя» и на производителя – организатора производства, менеджера, чиновника. Ведь, следуя формальной логике, именно они в концентрированном виде выражают интересы и возможности экономического роста, между тем как предпочтения разных слоев потребителей дифференцированы и распылены. Эти противоречивые социально-политические задачи отражаются в моделировании экономической политики. Попытки стимулировать или стабилизировать экономический рост издавна находились в центре внимания теоретиков. Вкладом неоклассиков в эту область исследований явились работы американского экономиста Роберта Солоу (род. в 1924 г.), его «золотое правило накопления». Продолжением теории Солоу стали расчеты Э. С. Фелпса относительно траектории экономического роста, обеспечивающей максимальный и устойчивый уровень индивидуального потребления. Свою книгу Фелпс назвал «Басня для тех, кто занимается ростом» (1961). Регулярную экономическую политику можно представить в.

Виде цепочки взаимосвязанных эпизодов: появление объективных трудностей – политические действия, включающие оценку трудностей, принятие решений, их законодательное утверждение, – экономический эффект, т.е. ответная реакция рынка, экономических агентов. Само собой разумеется, что временные разрывы здесь неизбежны. Многое зависит от скорости распространения информации, от развития сети коммуникаций, деловой активности людей и т.д. Теория экономических порядков В науке распространено мнение, что сама «laissez-faire», со свойственной ей анархией и кризисами вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно важным условием оно останется и на будущие времена. Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы: Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков – с другой, существует неравновесие, а отставание порядков является почти правилом. Под экономическим порядком Ойкен понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия*. * Ойкен различает шесть составляющих свода данных: потребности людей, природные условия, состояние рабочей силы, товарные запасы, уровень технологии и технических знаний, правовой и социальный порядки. Под шестым фактором имеются в виду законы и уложения, нравы и обычаи, духовный настрой, «определяющий правила.

Игры». Этот комплекс условий хозяйствования не всегда является целесообразным или успешным. Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регулирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограниченных ресурсах, государственные органы выступают своего рода «нехваткомером» (Mangelma?) или вычислительной машиной, встроенной в хозяйственный порядок. В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания. Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: «laissez-fair» (свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управления экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного порядка и точечная политика. Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии – с сохранением частной собственности, в России – с ее упразднением и введением коллективной ответственности), то неизбежность его распада сомнений не вызывала*. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Автор, размышлявший над этими проблемами еще в 30-х гг., сравнивал остающиеся после развала централизованного порядка оборонные предприятия с валунами, омытыми потоками ледниковой лавины. Проблемным, по его мнению, явится вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике. * Планово-централизованная система – это экономическое выражение тоталитаризма. Что касается последнего, то идейное авторство здесь принадлежит.

Маркизу де Саду, выступившему с утопическим проектом «Республики». Политика среднего пути предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственное вмешательство с распределительными целями, политика «полной занятости», конъюнктурное регулирование. При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является ограничение или недопущение тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба. Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства. Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискреционной) (см. словарь терминов). Экономике внутренне присуще равновесие. Оно восстанавливается стихийно, как зеркало водной глади после брошенного камня. Опасные и длительные расстройства являются чаще всего делом рук незадачливых политиков. Нужна не столько «тонкая настройка» экономической системы, так как она сама стремится к стабильности, но и забота о том, чтобы.

Политические действия не наносили прямого вреда. Функция экономической политики не должна выходить за рамки «приспособления». Этим взглядам противостоит «активистская» доктрина, согласно которой политические деятели самостоятельно определяют экономический курс, придерживаются его, оперативно реагируя на изменение условий. Иными словами, вопрос о том, какой должна быть экономическая политика – «приспособительской» или «активистской», – не так уж прост. Ведь правительства принимают на себя ответственность за состояние экономики. Концепция Тинбергена Базовой теорией экономической политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским экономистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969) Яном Тинбергеном (род. в 1903 г.). Его работы «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и цель» (1956) были настольными для экономистов 60–70-х гг. XX в. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, связывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструментам относят меры, разделенные на четыре группы: фискальные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей. Тинберген разработал методику планирования и прогнозирования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах. Последователи Тинбергена внесли дополнения в его концепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию.